Вы читаете авторский материал. У редакции может быть иное мнение.

Лучший комментарий на Ютубе. Сколько тут шутки, а сколько правды, посмотрим дальше.

Обычно нам говорят, что цена топлива поднялась, потому что:

  1. Повысилась стоимость барреля нефти
  2. Гривна упала
  3. 1 евро за литр экономически обосновано

Проверим каждую отговорку.

1 — Нефть подорожала

Бензин делают из нефти. Поднялась цена на «чёрное золото» — повысилась она и на топливо. Логично. Вопрос в другом:

Почему стоимость топлива НЕ падает, когда снижается цена за баррель, как было в 2018 г?

С 86 до 51 USD за октябрь-декабрь

Начнём с основ: 1 баррель = 159 л.

Гугл говорит, что из 159 л нефти получают ~ 100 л бензина. Можно подумать: «Со 159 л получить 100 — неплохо». Неплохо. Только неправда.

Реальность перегона из нефти в бензин:

  • Россия: 10-15% (~ 24 л горючего)
  • Европа: 25-35%
  • США ~ 50% (~ 75 л)

Понятно, что чем больше топлива получается при перегоне, тем выгодней производителю и тем ниже он может ставить цену на продажу. Такая разница в США и России определяется двумя факторами:

  1. Разной плотностью сырой нефти и содержанием в ней серы. Например, в России производят 6 видов нефти, отличающейся по составу. И при переработке получают разный объём, хотя нефть — российская.
  2. Разными методами обработки. Говорить, что из 159 л нефти получается 100 л бензина крайне самонадеянно — это тот частный случай, который не играет роли, потому что редко встречается. В США технологичное производство, поэтому и выход из нефти в топливо больше.

Бензин в Украине — из России (или Беларуси, что неважно, т.к. производственные мощности те же), так что мы потребляем топливо худшего качества из-за устаревших методов обработки*.

*Худшее качество выражается, прежде всего, в очистке. В нашем топливе количество воды может доходить до 30%. Выходит, что на треть мы платим просто за воду. В результате автомобиль больше «ест» и водитель заправляется чаще, чем владелец такой же машины в Европе.

«Разве мы покупаем уже переработанную нефть? У нас же есть свои заводы»

Вы правы. В Украине работают 2 НПЗ (нефтеперерабатывающих завода): в Кременчуге и Шебелинке. Обеспечивают всего 10-20% рынка, поэтому от их работы потребители особо ничего не выигрывают. Раньше НПЗ было 7, но 5 закрылись, т.к. требуют модернизации.

Теперь выясним, что входит в стоимость 1 л бензина на заправке:

  • нефть — 30%
  • логистика, хранение — 15%
  • акциз — 0,2135 евро/л (~6,6 грн литр)
  • НДС — 20%
  • наценка АЗС — 8-13%

Если нам говорят: «топливо подорожало, потому что нефть поднялась», то логично, что стоимость на заправках должна чётко коррелироваться со ВСЕМИ скачками на мировом рынке.

Проверяем:

За сентябрь-октябрь 2018 цена «чёрного золота» марки Brent выросла на 10%: с $78 за баррель до $86.

Скачок марки Brent в сентябре 2018

В себестоимости литра бензина 30% нефти. Значит, при цене 30 грн за литр нефти там на 9 грн. Подорожание на 10% — это 9 копеек.

Вывод:

  • В октябре бензин должен был подняться на 9 копеек из-за изменения стоимости нефти на мировом рынке

С понижением такая же логика. Если с октября по январь цена «чёрного золота» так сильно упала то мы должны увидеть на стеле отражение. Почему так не происходит?

А) АЗС Украины закладывают риски в стоимость. Они не любят часто менять цену на бензин, ведь так сложней планировать деятельность. Поэтому операторы вместо 10 маленьких изменений корректируют цены 1 раз, когда изменения накапливаются.

Б) Потому что на стоимость влияет ещё и позиция национальной валюты. Это вторая «отмазка».

2 — Гривна упала

Нефть покупают за валюту + акцизный сбор в Украине в евро. Поэтому нам говорят:

  1. Да, цена на бензин выросла — а вы видели, как нефть подскочила?
  2. Да, стоимость бензина увеличилась — так курс же взлетел!

Призовём в судьи математику и проверим. 2014 год:

«Чёрное золото» упало к концу года со 115 долларов до 55 за баррель

В этот же период курс:

Динамика курса гривны к доллару

$1 = 8 грн. 1 баррель = $115. Получаем стоимость барреля в начале 2014 г:

8 х 115 = 920 грн

Через год в начале 2015:

  • $1 = 17 грн
  • 1 баррель = 55 дол

Стоимость за баррель:

17 х 55 = 935 грн

Почти одинаково! Внутренний рынок Украины остался прежним. Действительно из-за курса гривны бензин не подешевел при падении нефти. Логично. Тогда переходим к третьей отговорке:

3 — Цена на топливо 1 евро экономически обоснована

Сравним и подключим логику.

7 брендов — особые условия на авто в рассрочку

США

Цены на горючее в США на 04.02.2019

Возьмём среднее значение — 2,3 доллара за галлон. В галлоне 3,785 л:

2,3 / 3,785 = 0,6 USD/л
0,6 * 27,5 (курс валюты) = 16,5 грн/литр

США. Средняя зарплата 3 500 долларов в месяц (это 96 250 грн). Бензин — 16,5 грн/л.
Украина. Средняя зарплата 10 000 гривен в месяц. Бензин — 30 грн/л.

Если водитель в месяц заправляет 100 л, то:

  • В Америке он тратит 1,7% от ежемесячного дохода
  • В Украине — 30%

Вы возразите:

«Очень корректно сравнивать с Америкой, у которой своя нефть. Конечно, там дешевле»

Справедливо. Тогда зайдём с другой стороны — разберём, из чего состоит их литр горючего:

  • Налоги ~ 21% (запомните!)
  • 70-75% — сырая нефть
  • Переработка — 6-10%
  • Логистика — 5%

А теперь проделываем фокус — от 1 литра по цене 16,6 грн отнимаем все эти проценты.

  • Получаем 3 грн. Это наценка АЗС

В Америке со средней зарплатой в 96 250 гривен в месяц бизнес в лице заправочной станции наваривает 3 грн на литре. Запомните этот показатель!

Прочие затраты: закупка, логистика, хранение, налоги уже вошли (!) в стоимость бензина. 3 грн — доход компании. Эти деньги идут на выплату американских зарплат, развитие сети АЗС и пр. Американскую АЗС устраивает доход в 3 грн на литре. Ок.

Возьмём другие страны.

Израиль

1 л = 5,83 шекеля. 1 шекель = 7,5 грн
5,83 х 7,5 = 43,72 грн литр

Дороже, чем в Украине, но Израиль — дорогая страна априори. Средняя зарплата в Израиле 10 000 шекелей.

10000 * 7,5 = 75 000 грн/мес.

Если водитель заправляет в месяц 100 л, то тратит на это:

  • 6% месячного дохода (напомним: США — 1,7%, Украина — 30%)

Если разобрать, что входит в 1 л, как мы делали для США, то увидим, что наценка АЗС составляет 8-10%. Это 4 грн на литре (против 3 грн в США). Посмотрите как интересно:

  • США производит нефть, налоги 21%
  • Израиль импортирует, налоги 62%

А наценка от АЗС примерно одинакова. Потому что примерно равны средние зарплаты и уровень жизни в странах. Думаю, вы уже поняли, к чему это. Можем взять любую страну Европы — Германию, Швейцарию…

Получим наценку от заправщиков в районе 3 грн на литре. И увидим, что 100 л — это до 10% ежемесячной зарплаты

Какая наценка АЗС в Украине?

2,5-5 грн.

  • Бизнес в Америке, у которого затраты в долларах, высокие соц.выплаты и зарплаты — ставит наценку в 3 грн и радуется
  • Бизнес в Израиле ставит 4 грн и доволен
  • Бизнес в Украине: платит НДС в гривне, большинство затрат в гривне, зарплаты и соц.выплаты в гривне… ставит 3-5 грн на литре

Вывод сделайте сами, пожалуйста.

Итоги без эмоций:

  1. Цена на бензин зависит от стоимости «чёрного золота» на мировом рынке. Её доля в стоимости на заправках — 30%.
  2. Цена на бензин зависит от курса гривны к доллару и евро, потому что закупка в валюте и акциз — в евро.
  3. Наценка АЗС на уровне США и Израиля. Может ли компания в стране с таким уровнем экономики ставить наценку, как такая же компания в Америке, у которой затраты в разы выше? Вопрос без ответа.
  4. Акциз 22% (6,6 грн/л) — дорожный сбор. Деньги должны идти на ремонт дорог. Проблема: потребитель не видит прозрачного отчёта о расходе средств, зато видит состояние дорог.
  5. Вдумайтесь: 6,6 грн на литре. За год украинцы покупают ~ 2 млн т бензина (в тонне 1351 л). Получаем 2,7 млрд литров. Да умножим на 6,6 грн…

Что делать? У меня есть 3 пункта — выхода из ситуации. Но сейчас мне интересно ваше мнение. Как вы считаете, что делать, чтобы платить за бензин не было так больно?