Хотел сказать, что на обучение бум, но зачем? Вы сами видите тенденцию.

  • Сколько курсов в Фейсбуке?
  • Сколько онлайн школ и академий открылось?
  • На какие тренинги вас пригласили только на этой неделе?

Кого-то такое разнообразие отталкивает, а кто-то с головой ныряет в обучение, поглощая всё, что видит. В статье смотрим как получить пользу в обоих случаях.

Отвечаем на 2 вопроса:

  1. Как правильно выбрать тренинги?
  2. Как правильно учиться?

I — Как выбрать курсы?

У меня 7 критериев.

1 — Преподаватель

Неважно известен ли он — важно, преподаватель ли он!

А) Посмотрите видео с тренером.

Если такого видео (промо или куска занятия) нет на сайте мероприятия — это плохой знак.

Что оценивать? Речь и подачу. Если он ааакает, сбивается, неверно строит предложения — вам потом с этим мучиться.

«Бросала обучение из-за того, что один преподаватель медленно и манерно говорил, у второго был нервный тик (все мы люди, но на меня это повлияло)»

Отзыв студентки маркетинг-академии.

«Так бесило, как он махал руками, что я просто не слышала, что он говорил и кинула тренинг»

Заявила слушательница курса по косметологии.

Квалификация лектора может быть высшей, но если он не «зашёл» (ну, не ваш это человек), то не поможет ни качественно проработанная программа, ни комфорт аудитории.

Б) Оцените практические навыки.

Ещё отзыв:

«Странно было бы идти на курс по SEO к тем, кого нет на первой странице выдачи»

Описания «Такой-то опыт, в таких-то компаниях работал» НЕДОСТАТОЧНО.

Нужны не компании, а проекты и результаты (в идеале, если их описали в виде кейса, а не сухими показателями, когда непонятно, откуда они взялись).

Люди устали от пересказывания книг со сцены. Сейчас в цене тренеры, у которых практическая квалификация — руками делают то, о чём курс ведут. Акцент на «делаЮТ», а не «делаЛИ». Это важно. Есть гастролёры — они только выступают. Но материал устаревает, когда не подпитывается свежей практикой — тогда велика опасность выбрать курсы с неактуальной информацией.

2 — Програма

Нет хороших или плохих программ. Есть те, которые подходят вашим задачам.

Что оценивать?

А) Описание.

  • Какие вопросы обещают рассматривать?
  • Какие кейсы?

Чем детальнее описание, тем выше шансы получить программу по делу. Это касается и названия курса. Примеры из Гугла — попытка выбрать курсы для женщин:

    Трансформация к счастью

    Грация роскошной женщины

    Ваше идеальное знакомство

    Исцеление женственностью

    Личная власть

Чем непонятней название, тем больше шансов, что и тренинги такими же будут. Спорный лайфхак от Екатерины — стартапера:

«Выбираю что-то не заезженное. Если вижу «вы получите в подарок чек-лист... вы научитесь анализировать это.., вы сможете сами настроить то-то». Сразу ясно, что будет сплошная теория, 80% которой в свободном доступе»

Б) Насыщенность практикой.

Заложена ли в обучение практика? Чтобы выбрать курсы по копирайтингу, смотрю сайт одной академии и вижу, что у них 3-часовые занятия разделены на 2 части:

  1. Например, тема занятия «Страница о компании» — рассматривают процесс разработки именно этого вида текста и его особенности.
  2. Показывают плохие и хорошие примеры страниц с подробным разбором текстов.

Я понимаю, что вторая часть — практика. Плюс мне говорят, что к каждому занятию напиши текст по теме, который проверит преподаватель. Хорошо! Даже если «домашку» я по каким-то причинам пропущу, то получу порцию практики на занятиях.

Оцените курс через разнообразие практики (чем больше, тем интересней обучение):

  • тесты
  • тренажёры
  • пир-группы — группы равных (подбирают участников с одинаковыми интересами и возможностями. Они курируют задания друг друга, устраивают мозговые штурмы). Нужен куратор от заведения, иначе активность будет близка к нулю.

К сожалению, чтобы выбрать курс и не пожалеть, на этом этапе мы можем только довериться обещаниям учебного заведения. Или попробовать оценить через отзывы.

3 — Отзывы

«На те, которые скринами на лендосах — вообще не обращал внимание»

Рассказал товарищ, описывая выбор курса по SEO.

Спорно. Тут вопрос в доказательствах честности. Проверяем:

А) Отзыв с фотографией (настоящей, а НЕ из фотостока).

Б) С детальной подписью автора: ФИО, должность, город, контактные данные:

«Я ищу автора отзыва в соц.сетях и уточняю, он ли оставил этот отзыв и правда ли то, что в нём написано»

В) Есть ли в отзыве конкретика, результаты или только эмоции?

«Читаю отзывы, чтобы найти в них, как тщательно лектор проверяет практические задания»

Плохой знак, если кругом вода:

Видите? Одни прилагательные и ноль конкретики.

Хорошо — отзыв про обучение подкреплён видео:

Лайфхак:

«Изучаю отзывы не на оф.сайте, а на сторонних ресурсах. Доверяю Фейсбуку (там редко накручивают отзывы) и странице компании в Google My Business. В последнем часто идут войны между конкурентами, поэтому я смотрю профиль автора - оставлял ли он отзывы у других компаний или зарегистрировался только чтобы здесь отрицательный «наваять»

4 — Сайт образовательного учреждения

Современный? Удобный? Качество веб-ресурса косвенно показывает уровень заведения и, соответственно, курсов, хотя во главу угла этот критерий я бы не ставил.

«Много открыл сайтов, на них было очень много написано всего, даже не хотелось читать ... я подумал сеошники даже не могут оформить сайт, чему они могут научить?»

5 — Расписание

Обращайте внимание на вариативность (тренинги проводят и в будни, и в выходные, и днём/вечером). Гибкость расписания показывает, что у заведения есть ресурсы.

Значит, так же серьёзно они и курс сделали: подобрали преподавателей, программу, оборудование.

6 — Обучающие материалы

Что идёт к занятиям?

  • Конспект. Подробный или в виде поверхностной презентации с тезисами? Тогда практической пользы нет.
  • Видеозаписи. Какого качества (например, запись с нескольких камер, а не статичная картинка, от которой через 30 минут голова болит)? Бессрочный ли доступ?
  • Консультации тренера. Сколько? Платные ли?

Задайте вопросы представителям школы, чтобы выбрать курсы один раз и надолго.

7 — Комфорт обучения

Оффлайн.

Сравниваю 2 школы, смотрю фотографии на сайтах:

  • У одной люди сидят за пустыми партами (с задних рядов проблемно смотреть презентацию на экране и «ручной» практики не будет)
  • У другой — перед компьютерами. И понимаю — разный уровень школ.

Мой коллега приходит в школы, оценивает мебель, есть ли кофе-машина (мелочь, а приятно). Когда приходится выбирать курсы на 3-4-6 месяцев, комфорт должен быть абсолютный.

Онлайн:

  • Качество трансляции. Как заведение гарантирует (и гарантирует ли) бесперебойную трансляцию? Кто проходил обучение онлайн, знает, какая это может быть проблема. Если я читаю, что у академии сразу 2 провайдера, то это огромный плюс в карму. Удобно, когда трансляция с нескольких камер и выделен сотрудник, переключающий их.
  • Качество записи. Попросите у школы запись первого занятия или его части и прошерстите отзывы и комментарии к нему.

Выводы к первому разделу

Найти тренинги и школу, которые бы соответствовали всем критериям — нереально. Но вы можете выбрать курсы по максимальному соответствию. И даже такой подход не гарантирует результат! Потому что есть второй раздел:

II — Как учиться, чтобы получить максимум?

Вновь 7 критериев:

1 — Рациональный выбор мероприятия

Часто люди разочаровываются, потому что до обучения не понимали, на что идут.

  • Вебинар (web-based seminar) — интернет-семинар (чаще до двух часов, иногда с практической частью, некоторые сервисы позволяют внедрить для участников тесты).
  • Семинар — групповой разбор практических заданий.
  • Мастер-класс — преподаватель делает, аудитория участвует.
  • Тренинг — аудитория делает, преподаватель участвует. На тренинге по копирайтингу вы должны писать. На тренинге по переговорам — говорить. И так далее. В противном случае это НЕ тренинг.
  • Курс — системная (законченная) серия занятий по направлению.

Поэтому странно читать отрицательные отзывы в стиле «обучение не понравилось, было мало практики, не рекомендую», когда заявлялся формат — лекция. Или «рваный темп, постоянно заставляли выполнять упражнения» (это про тренинги!).

2 — Чёткая постановка цели

- Мне не понравилось. Я попала на шоу.

- Так это было очевидно ДО начала.

Вы прочитали диалог в комментариях под постом о «концерте» Тони Роббинса в Москве. Спикер виноват в том, что не соответствовал чужому ожиданию.

На курсе человек говорит: «Я здесь для общего развития». И я сразу понимаю, что домашних заданий от него не увижу, но это нормально. Он пришёл для своих целей.

  • Кто-то хочет выбрать курсы, чтобы сменить профессию
  • Кто-то приходит на тренинг за общением
  • Кто-то — за эмоциональным пинком

Определитесь с целью ПЕРЕД тем, как выбрать курсы и анализировать тренера и программу. Тогда диссонанса не будет.

Отзыв моего друга о выступлении Брайана Трейси:

«Знаешь, ничего выдающегося в плане информации он не сказал, чего бы я не знал или не мог додуматься. Но это человек, от которого прёт энергия. Он заряжает. Для меня это пинок месяца на 2-3 и я считаю, что оно того стоит»

Всё. Никаких проблем. Человек знает, что идёт за эмоцией, а не за знаниями. А если бы он пришёл на этот тренинг за методиками увеличения продаж, то ушёл бы разочарованный.

3 — Конкретный проект

Идите на обучение с конкретным проектом. Когда я слышу от студента: «Я без проекта», то точно знаю, что результаты у него будут хуже.

Эффект получают те, кто перекладывает информацию на свою ситуацию. Они не только конспект записывают, но идеи. А идеи приходят, когда ты слушаешь преподавателя, его примеры, а в голове собственная ситуация.

И обучение становится непрерывным мозговым штурмом. Очень эффективно!

4 — Доверие к преподавателю

Говорили об этом в первой части — нужно верно выбрать курсы. Но бывают ситуации, когда не человек решает, куда идти, а его направляют. Я видел таких людей. Они убеждены, что пришли зря, что «я и так в теме, ничего нового не узнаю».

Не поверите — и не узнают! Мы находим то, что ищем. Всегда.

  • Если вы пришли с настроем, что ничего не узнаете — так и будет. Потому что мозг направляет сознание.
  • Если же пришли с целью получить знания, то мозг ищет решения для этой цели.

Доверяйте преподавателю. Обучайтесь с настроем, что от него может быть польза. Тогда её получите. Как? Если, к примеру, у вас с ним один уровень экспертизы? Смотрите следующий пункт.

5 — Активное обучение

Некоторые участники семинаров и тренингов приходят отсидеться. Почему они не получают результата?

Потому что тренер для них — говорящая голова. У него есть знания, опыт, подготовленный материал. Но он НЕ может и НЕ должен «впихивать» это в голову участника. Он только ПРЕДЛАГАЕТ знания. ЗАХОТЕТЬ должен ученик.

А) Конспектируйте. Даже если дают электронный или распечатанный конспект. Конспектируйте. Так вы лучше запомните материал и при написании появляется больше идей, чем при пассивном слушании.

Б) Задавайте вопросы.

В) Просите приводить примеры.

Г) Участвуйте в обсуждениях.

Это и есть обучение.

6 — Повторение

Выделите на следующий день после занятия 30 минут и пройдитесь по конспекту. Повторение кратно увеличивает понимание и усваиваемость материала.

7 — Практика

Нет в обучении смысла, если вы не применяете знания на практике. И чем быстрее, тем лучше.

  1. Идите на тренинги, которые нужны вам по работе. Иначе информация отложится где-то в голове, но большую часть вы забудете или не усвоите.
  2. Сразу практикуйте. Копирайтинг — пишите. Продажи — продавайте. Ораторское — говорите. Здесь как с иностранным языком: в пассивном изучении его постигать можно годами, но как только он нужен по работе и соприкасаешься с ним ежедневно, дело ускоряется.

Подведём итоги:

  • Учитесь тому, что вам нужно, а не тому, что бесплатно :)
  • Учитесь у того, кому доверяете и кто вам симпатичен
  • Учитесь по программе, которая «закрывает» ваши задачи по работе или жизни
  • Учитесь активно, а не отбывайте номер

Деловая жизнь — эскалатор. Он едет вниз, а мы по нему поднимаемся. И знания — это движение. Как только останавливаемся — съезжаем вниз. Поэтому обучайтесь и учтите рассмотренные критерии, чтобы выбрать курсы с пользой.